8 (843) 202-42-24
 522-45-83
г. Казань, ул. Адоратского,
дом 3, этаж 2 — ЮСВР

ОСТОРОЖНО, КОНТРАФАКТ!

«Подделка остается подделкой,
даже если она лучше оригинала».
автор неизвестен

С 14 июня по 15 июля 2018 года в России состоится, пожалуй, одно из главных спортивных событий планеты – Чемпионат мира по футболу FIFA 2018. Событие знаменательно тем, что турниры такого рода ещё никогда не проводились на территории стран бывшего Советского Союза – Россия станет первым государством из стран СНГ, которому удастся принять мундиаль на свой земле.

Событие примечательно ещё и тем, что вокруг него создан небывалый ажиотаж. Именно поэтому билеты на матчи распространяются в несколько этапов, в том числе при помощи слепой жеребьевки; усилена система безопасности на играх – каждый зритель теперь должен иметь  уникальный паспорт болельщика (FAN-ID); ужесточен контроль над всеми видами предпринимательской деятельности, так или иначе связанной с организацией и проведением Чемпионата мира.

Наибольшей проблемой в этой ситуации видится увеличение количества контрафактной продукции на потребительском рынке. Интерес продавцов очевиден – в нашей стране редко случаются события такого масштаба, а значит, спрос на памятные сувениры и товары с символикой Чемпионата будет запредельно высоким. Ввиду этого количество продукции с символикой Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 за последний год на рынке резко возросло.

Под контрафактом понимается продукция, которая создаётся с нарушением авторских и иных смежных прав. Это касается как самой технологии производства, так и уникальности товарного знака, который использует нечестивый производитель. В части нарушения правил использования товарного знака законодатель дает следующее определение контрафакта:

1. Это такие товары (включая этикетки и упаковку), на которых незаконно размещен чужой товарный знак (п.1 ст.1515 ГК РФ);

2. Это материальные объекты, содержащие в себе результат чужой интеллектуальной деятельности (п.4 ст.1252 ГК РФ).

Главное и основное – контрафакт всегда вне закона. Под незаконностью здесь понимается нарушение правил использования товарного знака как объекта интеллектуального права. Ключевой признак контрафакта – он похож на оригинальный товар до степени смешения. Под степенью смешения нужно понимать сходность или тождественность, в результате которой покупатели могут быть введены в заблуждение.

Опасность приобретения контрафакта заключается в том, что за качество товара, фактически, никто не отвечает. Это можно объяснить тем, что если товар производится с заведомыми нарушениями интеллектуальных прав, то качество его остальных характеристик заведомо ставится под сомнение. Также остро стоит вопрос о сервисном обслуживании такого товара – официальные представительства и сервисные центры зачастую отказываются принимать контрафактный товар, объясняя это отсутствием документов, подтверждающих законность продукции.

В ходе проверок уполномоченными органами (антимонопольной службой, прокуратурой, полицией, таможенными органами и т.д.) при выявлении контрафактного товара составляется протокол об административном правонарушении. Составом правонарушения обычно выступает введение в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности (ч.2 ст.14.33 КоАП). В случае нарушения указанной нормы должностные лица (законодатель приравнивает к ним индивидуальных предпринимателей) рискуют получить штраф – 20 000 рублей или дисквалификацию (то есть отстранение от предпринимательской деятельности) на срок до 3 лет. Для юридических лиц наказание ещё серьезнее – штраф в размере от 1 до 15 процентов от выручки с контрафактной продукции, но не менее 100 000 рублей.

Однако одним из важнейших вопросов является: Кто должен нести ответственность за введенный в оборот контрафактный товар: изготовитель или продавец?

На практике часто случается ситуация, когда проверяющий орган при выявлении контрафактной продукции акцентирует все внимание только на незаконности этого товара (то есть на том, что отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие его легальность и оригинальность). Логика правоприменителя понятна: продукция размещена в магазине/торговой точке продавца, а значит, он фактически вводит товар в гражданский оборот, чем нарушает интересы правообладателя товарного знака. Однако, позиция судебных органов следует иной логике.

18 января 2018 года Суд по интеллектуальным правам вынес постановление по делу №А48-3075/2017, в котором установил, что ответственность за недобросовестную конкуренцию, проявившуюся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности (ч.2 ст.14.33 КоАП РФ) может быть возложена только на то лицо, в отношении которого будет доказано, что оно было первым, кто ввел товар в оборот. Другими словами: ответственность за контрафактный товар несет тот, кто ввел его в оборот, т.е. произвел и продал.

Таким образом, во избежание наложения ответственности на предпринимателя за введение в гражданский оборот контрафактной продукции продавцу необходимо иметь документы, подтверждающие происхождение товара и факта того, что он ранее уже был приобретен у другого лица.

Поэтому в связи с ожидаемым ростом предпринимательской активности в канун Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 рекомендуем посетителям нашего сайта не нарушать нормы текущего законодательства и бережно хранить все документы, подтверждающие легитимность товаров. В ином случае вы всегда можете обратиться в наше агентство за качественной юридической помощью!

КОНТАКТЫ
 

Фотки контактов

8 (843) 202-42-24
522-45-83
г. Казань, ул. Адоратского,
дом 3, этаж 2 — ЮСВР

421001, г.Казань, а/я 93

 

Мы в Instagram

 

©2018 usvr

Яндекс.Метрика